Мы используем cookie. Это позволяет делать сайт лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.
согласен

"челюскин": эпопея

Самолеты эвакуируют полярников с дрейфующих льдов
14 апреля 1934 года на первых страницах центральных газет был опубликован текст открытой телеграммы от руководителей Советского государства (И. Сталина, В. Молотова, К. Ворошилова, В. Куйбышева и А. Жданова) к семи полярным лётчикам, участвовавшим в спасении терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин»:


«Восхищены Вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся Вашей победой над силами стихии. Рады, что Вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой родины.
Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР:

1. об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, — звания «Героя Советского Союза»,
2. о присвоении летчикам: Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепнёву, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания «Героя Советского Союза»,
3. о награждении орденом Ленина поименованных лётчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалования.»


— Правда, 1934. 14 апреля.

схема операций по спасению челюскинцев

летчики-герои

Сигизмунд Александрович Леваневский
Леваневский
Сигизмунд Александрович
(2 [15] мая 1902 — пропал без вести 13 августа 1937) выдающийся пилот довоенной полярной авиации СССР, советский лётчик, совершивший несколько дальних перелётов в 1930-х годах, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934).
Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге, поляк. В армии с 1918-го: командовал ротой, батальоном, стрелковым полком. В 1925 году окончил с отличием Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков, служил в ней инструктором. С 1928-го — в запасе. В 1929−33 г. г. — начальник Всеукраинской летной школы Осоавиахима Полтава. С весны 1933-го — в полярной авиации.
Трагически погиб в 1937 при попытке совершить беспосадочный перелет из Москвы в Америку через Северный полюс.
Его исчезновение до сих пор остается загадкой, вызывающей немало споров и различных теорий. Воздушная экспедиция 1937 года была весьма рискованным мероприятием с самого начала. В качестве трансарктического транспорта решено было использовать «Дальний бомбардировщик — академия» сокращенно ДБ-А. Это была новая машина, едва прошедшая испытания, да еще и в спешном порядке модифицированная для нужд полярников.
Взлет прошел по плану. После интервью журналистам экипаж поднялся на борт, и ДБ-А Н-209, разогнавшись по взлетной полосе, поднялся в воздух, взяв курс на Северный полюс. По воспоминаниям очевидцев события, один из правых двигателей уже при разгоне выпускал «нехороший» дымок.
До Баренцева моря экипаж добрался без проблем, но ночью погода постепенно испортилась. При подлете к Северному полюсу, 13 августа 1937 года, самолет был вынужден набрать большую высоту и продвигаться вперед против ураганного ветра. Температура на борту падала до -30°С, но летчики держались и вскоре сообщили по радио о достижении полюса.
Буквально через час, в 14 часов 32 минуты, с борта самолета поступило сообщение об отказе правого двигателя. О дальнейшей судьбе Н-209 и его экипажа ничего не известно.
Когда стало ясно, что летчики уже не прилетят в конечную точку маршрута на Аляске, для их спасения был задействован весь полярный воздушный флот. Однако все попытки отыскать и спасти пропавших людей окончились неудачей.
Молоков Василий Сергеевич
Молоков Василий Сергеевич
(1 (13) февраля 1895 — 29 декабря 1982) советский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Генерал-майор авиации (4.06.1940).
Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). В армии с 1915 г., служил помощником механика в морской авиации. Участник Первой мировой войны. С 1918 г. — механик авиационного отряда в Гатчинской школе высшего пилотажа. Участник Гражданской войны. В 1921 г. окончил школу морских летчиков в Самаре. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота. В 1924 г. окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков, оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1929 г. окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
С 1931 г. — пилот Гражданского воздушного флота (ГВФ), летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1932 г. командовал отрядом Полярной авиации Главного управления Северного морского пути. В операции по спасению челюскинцев совершил девять полетов и вывез из лагеря 39 человек.
За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Молокову Василию Сергеевичу 20 апреля 1934 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1935 г. совершил выдающийся по тем временам перелет по маршруту Красноярск — Киренск — Якутск — Нагаево — Нижнеколымск — Уэлен и обратно вдоль арктического побережья СССР до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. С 22 марта по 25 июня 1937 г. участвовал в экспедиции на Северный полюс в качестве командира воздушного корабля «СССР Н-171»: доставил на Северный полюс первую полярную советскую станцию И. Д. Папанина.
В 1942—1943 гг. — начальник Летно-исследовательского института.
Участник Великой Отечественной войны: с мая 1943 г. — командир 213-й авиационной дивизии ночных бомбардировщиков (Западный и 3-й Белорусский фронты).
В 1945—1947 гг. — заместитель начальника Главного управления гидрометеослужбы при Совете министров СССР. С 1947 г. генерал-майор авиации В. С. Молоков — в запасе. Возглавлял Высшую квалификационную комиссию ГВФ. Член ЦИК СССР 7-го созыва, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Слепнёв Маврикий Трофимович
Слепнёв Маврикий Трофимович
(15 (27) июня 1896 — 19 декабря 1965) советский лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник Великой Отечественной войны.
Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковицы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Кингисеппского района Ленинградской области) в семье крестьянина. Участник Первой мировой войны. Окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году. В Красной Армии с 1918 года. В Гражданскую войну был военным инженером 25-й стрелковой дивизии. В 1923 окончил Высшую школу военных лётчиков. С 1925 года — лётчик ГВФ. Осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике.
Как только стало известно о гибели «Челюскина», М. Т. Слепнев одним из первых явился в Правительственную комиссию по спасению челюскинцев. К этому времени он был уже известным пилотом с 17-летиим стажем, с большим опытом работы в условиях, приближенных к Арктике. Слепнев предложил, учитывая отдаленность советских авиабаз от места катастрофы, закупить в США самолет и перегнатъ его с Аляски к мысу Северному. Его предложение было принято.
Добравшись до уже знакомого порта Фербенкс, он и C. Леваневский приняли два самолета «Флейстер» и на них совершили почти тысячемильный перелет в Ном — небольшой город на Аляске. 31 марта 1934 года М. Т. Слепнев пересек Берингов пролив и приземлился на родной земле. Этот перелет был трудным. Мало того, что на самолете «Флейстер» он летел впервые, тяжелыми были метеорологические условия: туман, пурга, на плоскостях быстро образовывалась наледь.
В Ванкареме летчика уже ждали. 7 апреля 1934 года М. Т. Слепнев, не отдыхая, вылетел в лагерь челюскинцев, где был встречен с ликованием. Но при посадке самолет М. Т. Слепнева получил повреждение. Трое суток провел он в лагере, пока ремонтировали самолет.
10 апреля М. Т. Слепнев вылетел в Ванкарем, доставив туда пять челюскинцев. Больше ему не пришлось побывать на льдине: заболел начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, и его нужно было доставить в ближайший госпиталь в Ном, на Аляску. Выполнив задание и вскоре погрузив свой самолет на советский корабль «Красин», М. Т. Слепнев прибыл на Камчатку, где вновь встретился с челюскинцами, и вместе с ними совершил триумфальное шествие из Владивостока в Москву. А 20 апреля 1934 года он стал Героем Советского Союза.
С 1935 командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года — начальник Академии ГВФ. В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1942 годах, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.
Водопьянов Михаил Владимирович
Водопьянов Михаил Владимирович
(6 (18) ноября 1899 — 11 августа 1980) — советский лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник высокоширотных арктических экспедиций. Член Союза писателей СССР. Член ЦИК СССР. Генерал-майор авиации (30.04.1943).
Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина. В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную армию. Участвовал в гражданской войне. С 1920 года — помощник шофёра. С 1921 года — шофёр. С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, В 1928 году сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в лётной школе общества «Добролёт», получив право работать лётчиком Гражданского воздушного флота. В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий, например воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, имеющий протяжённость 1130 км.
В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков, чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. Также летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1935 года совершил перелёт по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Магадан — Гижига — Анадырь — Уэлен — Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации связи по данному маршруту.
В 1936—1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник Великой Отечественной войны:
Член Союза писателей СССР, активно занимался литературной деятельностью, оставил интереснейшие воспоминания о своей эпохе и современниках.
Бабушкин Михаил Сергеевич
Бабушкин Михаил Сергеевич
(6 октября 1893 — 18 мая 1938) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (27 июня 1937).
Родился в деревне Бордино Московской губернии, вблизи посёлка Лосиноостровский (с 1939 по 1964 годы — город Бабушкин, ныне район Москвы) в семье лесного сторожа. В юности работал «мальчиком» (учеником без оплаты) в бакалейной лавке, киномехаником, изучал работу двигателя внутреннего сгорания на курсах в Москве. Прошёл обучение и работал автомехаником в фирме «Бенц».
В 1914 году был призван в армию, окончил гатчинскую Офицерскую воздухоплавательную школу, в 1915 году получил звание лётчика и был оставлен инструктором; с 1917 года — прапорщик.
В 1920 году в составе партизанского отряда авиационной школы участвовал в Гражданской войне, в 1923 году был демобилизован, затем поступил в Гражданский воздушный флот и служил в Арктике.
В 1928 году участвовал в поисках экспедиции Нобиле и экипажа дирижабля «Италия», в 1933 году участвовал в экспедиции парохода «Челюскин» в качестве бортового летчика: совершал ледовые разведки на самолете-амфибии Ш-2, в 1935 году участвовал в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко».
21 мая 1937 года впервые в мире была совершена посадка самолёта на Северный полюс. Самолёт-гигант АНТ-6, который пилотировали командир корабля Герой Советского Союза М. В. Водопьянов и второй пилот М. С. Бабушкин, доставил на лёд оборудование и участников экспедиции дрейфующей станции «Северный Полюс-1». За проявленное при этом мужество и героизм М. С. Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1937—1938 годах Бабушкин участвовал в поисках пропавшего самолёта Сигизмунда Леваневского.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Михаил Сергеевич Бабушкин погиб 18 мая 1938 года, будучи пассажиром тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, потерпевшего авиационную катастрофу при взлёте с военного аэродрома на острове Ягодник в русле Северной Двины близ Архангельска.
Доронин Иван Васильевич
Доронин Иван Васильевич
(22 апреля (5 мая) 1903 — 2 февраля 1951) советский лётчик полярной авиации, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Участник Великой Отечественной войны. Полковник.
Родился 22 апреля (5 мая) 1903 года в селе Каменка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачёвский район, Саратовская область) в семье крестьянина. В ВМФ с 1920 года (Балтийский флот). По окончании в 1925 году Севастопольской лётной школы служил лётчиком на Черноморском флоте, затем инструктором в школе морской авиации.
С 1930 года в Гражданской авиации, был командиром транспортного самолёта на линии Иркутск — Якутск — Бодайбо. Принимал участие в экспедиции по исследованию Карского моря. Первым пролетел над Верхоянским хребтом, проложил линию Иркутск — Усть-Среднекан (на Колыме).
За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», Доронину Ивану Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль «Золотая Звезда» № 7.
В 1939 окончил Военно-воздушную инженерную академию.
В годы Великой Отечественной войны работал на авиационных заводах начальником лётно-испытательных станций.
Ляпидевский Анатолий Васильевич
Ляпидевский Анатолий Васильевич
(23 марта 1908 — 29 апреля 1983) — советский лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Генерал-майор авиации (1946).
Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.
Когда в 1926 году Ляпидевского призвали на службу в РККА, он хотел поступить в морское училище. Однако «непролетарское происхождение» поставило крест на карьере в военном флоте.
Мы никогда уже не узнаем имени того, кто посоветовал расстроенному парню идти в школу летчиков. Но этому человеку надо было сказать «большое спасибо!».
В 1927 году Ляпидевский окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году — Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем был переведен на должность лётчика-инструктора в знаменитейшую впоследствии Ейскую школу морских лётчиков. С 1933 года — в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ).
Что такое полеты на нашем Севере, да еще в те годы, рассказывать могут лишь те, кто летал. Мы же просто констатируем факт того, что Ляпидевский летал, и летал хорошо.
Когда в 1934 году случилась катастрофа с теплоходом «Челюскин», Ляпидевский был одним из тех, кого бросили на поиски. И это — лучшая характеристика умениям как самого Ляпидевского, так и его экипажа. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.
За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Каманин Николай Петрович
Каманин Николай Петрович
(5 (18) октября 1908 года — 12 марта 1982 года) — советский лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1961—1971). Генерал-полковник авиации (25.10.1967).
Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки в многодетной семье. Окончил в 1927 году местную среднюю школу-девятилетку.
В Красной Армии служил с июля 1927 года. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде в 1928 году. В 1929 году окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима (г. Борисоглебск), по окончании которой ему было присвоено звание младшего лётчика. С ноября 1929 года служил в 40-й особой авиационной эскадрилье им. Ленина ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (г. Спасск Дальневосточного края), где был младшим лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. В июле 1933 года был назначен командиром отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи (ОАЭ), базировавшейся близ озера Ханка в селе Черниговка ныне Приморского края.
В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Группа самолётов под командованием Каманина в сложных метеоусловиях совершила перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 1500 км. В девяти полётах на льдину на двухместном самолёте Р-5 Каманин вывез из ледового лагеря 34 полярника (из 104-х, находившихся в ледовом лагере), приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Н. П. Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза
В январе 1935 года Героя направили учиться в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н. Е. Жуковского, которую он окончил с отличием. Участник советско-финской войны. С июля 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны Н. П. Каманин находился на фронте. В 1956 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С января 1957 года — командующий 73-й воздушной армией (Туркестанский военный округ, Ташкент). С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. В 1966—1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.
За последующую неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. В последние дни пребывания на льдине Отто Юльевич Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске (этот перелет успешно осуществил Маврикий Слепнёв).
В операции по спасению «челюскинцев» участвовало значительное число летчиков, бортмехаников и т. д., но далеко не всем удалось преодолеть тысячи километров и добраться до Чукотки. На финальном этапе эвакуации, уже после того, как Анатолий Ляпидевский вывез на большую землю женщин и детей, в спасении «челюскинцев» принимали три основные группы лётчиков: группа из Хабаровска, «американцы» и группа Каманина.
Сообщения, что группы самолетов в воздухе и что они летят на помощь, произвели в лагере ошеломляющее впечатление.
Особую трудность составляли взлет и посадка самолетов в условиях льдов. Льды — не самая подходящая взлетно-посадочная полоса. Выбор подходящего поля для самолетов был испытанием для «челюскинцев»: нужно было постоянно искать подходящие по размерам площадки, измерять в них толщину льда, расчищать от снега и ледяных обломков, а на следующий день вполне могло оказаться, что вся работа пошла насмарку (всего «челюскинцы» построили 16 аэродромов за время их пребывания на льдине). Кроме того, подтаивая и проламываясь, эти взлетно-посадочные полосы могли становиться причинами аварий для самолетов.
Но вот все 104 человека, пережившие полярную зиму в условиях дрейфа среди льдов, окончательно спасены и доставлены на большую землю: так трагическая эпопея «Челюскина», полная лишений и трудностей, превратилась в историю героического триумфа и всенародного ликования, когда буквально вся страна следила за этапами спасательной экспедиции, сопереживала и сочувствовала, а потом с торжеством встречала своих героев.

из рассказов пилотов...

После того, как были получены известия, что самолеты направляются в ледовый лагерь «челюскинцев», лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.
Финальный отрезок пути от Ванкарема до ледового лагеря был сложнее, даже чем тысячи километров над неосвоенными просторами Сибири и Дальнего Востока. Очень важно было не пролететь мимо лагеря, а вовремя его заметить среди монотонного полотна белоснежных ледовых полей.
Воспоминания Анатолия Ляпидевского о катастрофе парохода «Челюскин», 1934.
«На всю жизнь запомнил 13 февраля 1934 года. Страшная пурга. В ярангу, где мы жили, вошел занесенный снегом человек… Сегодня в Чукотском море раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин», на лед высадилось 104 человека.
Вскоре пришло распоряжение: «Принять все меры к спасению экспедиции и экипажа «Челюскина».
Для нашего экипажа труднейшим экзаменом стал сам вылет… 29 раз (!) вылетали, брали курс к льдине челюскинцев и каждый раз возвращались — стихия свирепствовала, мороз доходил до сорока градусов… Наконец-то вылетели… До боли в глазах всматриваюсь в льды. Из трещин во льдах вылетают клубы пара, а мне чудится дым костров челюскинского лагеря. Снижаюсь, с досадой убеждаюсь, что все — не то, снова поднимаюсь. И вдруг неожиданно упираюсь в ледовый лагерь… — они махали руками, кидали вверх шапки…
Надо было садиться. Я взглянул на льдину и понял, как мала она для нашего самолета — где-то 400 на 150 метров… Честно говоря, был момент, когда я испугался: промажу мимо полосы — врежусь в торосы, проскачу — упаду в воду. Сел все-таки удачно. В тот первый рейс мы вывезли 12 женщин и детей".
Воспоминания Маврикия Слепнёва.
«Мне посчастливилось оказаться вторым пилотом спасательной экспедиции, добравшимся до лагеря Шмидта. С тех пор как впервые побывал здесь Ляпидевский, прошли месяц и два дня. Можно представить себе радость челюскинцев, когда они убедились, что после этого вынужденного перерыва полеты с материка в лагерь возобновились».
Записки летчика М. С. Бабушкина, 1941
«В лагере Шмидта получено радио:
«Из Хабаровска на помощь челюскинцам вылетели три самолета. Ведут их Галышев, Доронин и Водопьянов».
Естественно, что сейчас же ко мне как к летчику — представителю воздушного флота обратились с просьбой рассказать, что за пилоты летят к нам. Я познакомил весь лагерь с краткой биографией каждого пилота и решительно заявил: если они прилетят первыми, то два дня работы — и ни одного человека не будет на льду. Через несколько дней получаем новое радио:
«С мыса Олюторского вылетели пять самолетов „Р-5“ под командованием пилота Каманина».
Вслед за этим получаем еще радио:
«С Аляски, из Нома, вылетают при первой благоприятной погоде два пилота — Слепнев и Леваневский на самолетах, закупленных советским правительством в Америке специально для помощи челюскинцам».
Самой многочисленной была группа Каманина, доплывшая на пароходе «Смоленск» до мыса Олюторский, откуда им предстояло совершить перелет до Ванкарема. Из этой группы до ледового лагеря добрались два пилота: Николай Каманин и Василий Молоков, хотя изначально в состав группы входило 5 самолетов.
Из мемуаров Николая Каманина.
«Начали полёт по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолёт шёл впереди, две машины справа, две — слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Пётр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Пётр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять лётчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент.»
Записки летчика М. С. Бабушкина, 1941
«По настроению, которое создалось в Ванкареме, и по общему ходу дела чувствуется, что там, на центральной базе, куда должны слететься самолеты и откуда они будут совершать полеты в лагерь Шмидта, не хватает человека, знакомого с летным делом. Начальник лагеря Отто Юльевич Шмидт предлагает мне вылететь в Ванкарем и помочь штабу в его работе. Находившийся на „Челюскине“ самолет „Ш-2“ мы спасли. <…>Передо мной стояла задача: либо попытаться спасти машину, хотя в случае остановки мотора при посадке в ледяные нагромождения она может разбиться, либо оставить ее просто здесь на льду, бросить на произвол судьбы. У меня было твердое решение: лететь!»
Михаил Водопьянов. Путь летчика, 1953
«От Хабаровска до Чукотского моря я пролетел больше пяти тысяч километров, но они не запомнились мне так, как этот короткий, в сто пятьдесят километров, путь к лагерю. Я внимательно смотрел вперед, стараясь увидеть черный дым. От сильного напряжения уставали глаза, они слезились, горизонт становился мутным. Протру глаза, дам им немного отдохнуть и опять смотрю вперед. Ровно через сорок минут немного правее курса показался черный дым. Я даже закричал «ура» от радости.
И вот подо мною лагерь. Между ледяными глыбами стоят маленькие палатки. В стороне лежат две шлюпки, снятые на всякий случай с парохода. А на вышке развевается красный флаг, особенно выделяющийся на белом фоне.
Через несколько минут я благополучно посадил самолет на крохотную площадку и крикнул:
 — Кто следующий полетит на берег? Прошу на самолет!"
Из мемуаров Николая Каманина
«Утром 12 апреля вылетели. На льдину я сел первым. Вслед за мной вполне благополучно сел и Доронин. Приняли на борт пассажиров, начали взлет. И тут с машиной Доронина случилось то, чего я каждый раз так опасался: самолет наскочил на торосы и, поломав шасси, неуклюже остановился посредине аэродрома, разделив пополам и без того узкую взлетную полосу.
Для взлета остался узенький коридор, шириной не более 30 метров. Ни разу в жизни я еще не взлетал при таких условиях. Машину Доронина с поломанными шасси оттащить в сторону не по силам, а ждать, когда будут отремонтированы шасси, означало наверняка потерять весь день. Решил взлетать.
Была ли в этой аварии вина Доронина? Конечно, нет. На ледяной полосе образовалась заструга, вернее, намерзший ночью бугор. На пробеге лыжа попала прямо на него, и самолет по инерции круто развернуло, после чего лыжи врезались в другое препятствие. В итоге — поломка.
Иван Васильевич остро переживал случившееся. Не раз и не два он мне рассказывал, как все произошло. Ему, опытному летчику, эта поломка казалась особенно обидной".
Тогда выручила смекалка — трубчатая стойка шасси была соединена с помощью куска обычного лома. Облегчив самолет и взяв только двух пассажиров, пилот взлетел. Но стойка снова не выдержала, и лыжа повисла в воздухе. В Ванкареме Доронин мастерски посадил самолет с креном на одну лыжу."
Михаил Водопьянов. Путь летчика, 1953
«Двадцать первого мая мы покинули берега Чукотки.
Во Владивостоке нас встречали сотни тысяч людей. Над пароходом летали самолеты, а с них на палубу сыпались цветы…
Через трое суток мы выехали специальным поездом в Москву.
От Владивостока до Москвы сто шестьдесят остановок. И всюду, где бы ни останавливался поезд, нас встречали с цветами, со знаменами, приветствовали и без конца просили, чтобы мы рассказали о лагере, о полетах. <…>
Челюскинцы не раз смотрели смерти в глаза. Несколько месяцев они боролись с природой, и их не покидали мужество и твердость. А когда обрели у себя на родине теплую, радостную встречу, не раз на глаза навертывались слезы.
Девятнадцатого июня приехали в столицу нашей Родины. Челюскинцев встречала вся Москва."
Пароход «Челюскин», в 1933—1934 гг. проходивший Северным морским путем и почти повторивший успех парохода «Александр Сибиряков» (преодоление Северного морского пути за одну навигацию), в ноябре 1933 благодаря удачному дрейфу вместе со льдами вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды: продовольствие, топливо, кирпичи и доски, из которых строили бараки. Последними с «Челюскина» сходили начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт, капитан судна Владимир Иванович Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич, который погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом, став единственной жертвой трагической эпопеи «Челюскина».
Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.
5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский, находившийся ближе всех из летчиков к месту катастрофы (в 40 минутах полёта) на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Его совершил Маврикий Слепнёв.