"У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее — Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством, и человек пугается собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро сознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна вселенной ищет своего выражения. И на человека находит страх перед смертью, перед богом, перед всем миром, а вместе со страхом - надежда на воскресение и жизнь и тоска по бессмертию - тщетное стремление плененной материи; вот тогда-то человек остается наедине с богом".
Джек Лондон. Белое безмолвие.
В 1930−40-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере — Чибьюское (Северный край, ныне — Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 году. Именно в 1930-е гг. в деле освоения Арктики наступает кардинальный переворот: масштаб научного изучения и хозяйственного обустройства северных территорий растет по качественным и количественным показателям.
В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который прошел СМП за одну навигацию (65 дней). В 1933 этот успех попробовал повторить пароход «Челюскин», чьи эпопея и спасение стали одними из известнейших эпизодов освоения Арктики.
Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Станции выполняют программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, лёдоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также биологии моря. Начиная с первой дрейфующей станции «СП-1» ученые из нашей страны в течение долгого времени проводили исследования на дрейфующих станциях (на момент 2023 года всего было организовано 42 научные дрейфующие станции на территории Центральной Арктики).
Плавание подо льдами Арктики как тогда, так и позже, всегда таило в себе неопределенность, огромную зависимость от множества случайностей и высокую вероятность внезапного возникновения критических ситуаций. Крайне малоисследованный район, непредсказуемость процессов образования льда, возможные встречи с айсбергами и глубоководными ледовыми осколками, неустойчивость работы навигационных приборов, и наконец, опасность возникновения любой неисправности (в частности, пожара) требовали предельного мужества, ответственности, постоянной собранности и совершенно необычного психологического настроя всего экипажа лодки. Такой психологический настрой по своей необычности не шел ни в какое сравнение ни с одним из известных нам видов деятельности человека на Земле и даже в космосе.
В Арктике нет проторенных дорог, они всегда различны, и каждая опасна по-своему. Поэтому каждый арктический поход был подвигом. Не всякий человек мог пойти на это рискованнее плавание. Бывали случаи, когда люди просто отказывались — но было немало и таких, которые просились сами.
Особо трудным для всех подводных лодок, совершавших межфлотские переходы, был конечный участок пути. Наибольшую сложность всегда представлял выход из-под льдов Чукотского моря. В этот период люди, как правило, уже по двое- трое суток постоянно находились па боевых постах. Глубина моря в данном месте зачастую не превышала 50 метров. Серьезную опасность представляли блуждающие отмели с зацепившимися за них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодкой — лед толщиной 10−15 метров, между ним и рубкой лодки — 3−4 метра свободной воды, а под килем — 4−5 метров. В этих условиях лодка не могла управляться автоматически, поэтому переход осуществлялся под ручным управлением. Напряжение людей достигало наивысших моральных и физических пределов, от командира лодки в подобных условиях требовалось не только великое искусство, но и огромные хладнокровие и мужество. В 1985 и 1986 годах подводные лодки К-308 и К-313 прошли с Северного флота на Тихий океан без всплытия в Чукотском море, имея глубину района перехода всего 29 метров.
В общей сложности через Арктику было совершено 28 межфлотских походов подо льдами, все они окончились успешно.
В 1971—1973 годах Советская комплексная геодинамическая экспедиция изучает о. Исландию. Итогом этой экспедиции становится создание первой геологическрй карты Исландии.